статья 23313

Название статьи

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТЕХНОПАРКА

Авторы

Мишутина Ольга Валерьевна, старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Институт
естественных и социально-экономических наук, Новосибирский государственный педагогический
университет (Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28), purus@mail.ru

Индекс УДК

15 + 37(082)

Аннотация

Актуальность и цели. Актуальность обусловлена работой вузов в регионах и их сотрудничеством с крупнейшими предприятиями, совместным продвижением научных исследований и разработок, последующим трудоустройством выпускников в регионе своего проживания, т.е. приоритетными на-правлениями развития в образовательной политике. Цель исследования – выявить особенности профессиональной подготовки студентов вуза к эффективной деятельности в инновационных условиях.
Материалы и методы.
Представлен анализ структуры и содержания инновационных социально-образовательных систем – технопарков, которые играют значительную роль в модернизации отечественного образования; содержатся материалы, позволяющие сделать вывод о том, что готовность студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка возможно рассматривать с точки зрения трехуровневой проблематики: социальной, психолого-педагогической и личностной; раскрывается роль иностранного языка в развитии готовности студентов к компетентной профессиональной деятельности в условиях технопарка.
Результаты.
Описаны качественные характеристики выборки и процесса опытно-экспериментальной деятельности, осуществленной на базе Новосибирского региона; представлены компоненты технологии профессиональной идентификации студентов с профессиональной самореализацией в условиях технопарков; выявляются некоторые смыслообразующие аспекты значимости иностранного языка в будущей профессиональной деятельности студентов как специалистов технопарков.
Выводы.
Готовность студентов вуза к профессиональной деятельности в условиях технопарка возможно рассматривать с точки зрения трехуровневой проблематики: социальной, психолого-педагогической и личностной. Социальная проблематика включает выявление ключевых компетенций, обладание которыми требуется для инновационной деятельности в условиях технопарка. Психолого-педагогическая проблематика концентрирует свое внимание на универсальных учебных действиях с профессиональной направленностью, при которых прежняя триада «знания – умения – навыки» не справляется с поставленной задачей. Личностная проблематика рассматривает различия между знаниями студента, приходящего из школы в вуз, и знаниями, требуемыми для работы выпускника высшего учебного заведения в условиях технопарка. Связующим звеном между готовностью студента к про-фессиональной деятельности и условиями технопарка является знание иностранного языка.

Ключевые слова

профессиональная подготовка, инновации, технопарк, самокоррекция, самоактуализация, профессиональное адаптирование, профес-сиональное саморегулирование.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Oliver, R. Using situated learning in the design of interactive multimedia-based learning environments / Ron Oliver, Jan Herrington, Tony Herrington & Len Sparrow. – URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/summary?doi=10.1.1.28.2089 (дата обраще-ния: 30.11.2012).
2. Wells, M. Professional identity and the contemporary university: a culture of control, accountability and virtuality? / M. Wells // Australian Association for Research in Educa-tion 2006 : Conference papers, abstracts and symposia, AARE, Melbourne, Victoria. – P. 1–16. – URL: http://hdl.handle.net/10536/DRO/DU:30007998 (дата обращения: 26.05.2013).
3. Послание Федеральному Собранию Президента Российской Федерации В. В. Пу-тина 12.12.2012. – URL: http://kremlin.ru/news/17118 (дата обращения: 12.01.2013).
4. Kearney, M.-L. Higher Education, Research and Innovation: Charting the Course of the Changing Dynamics of the Knowledge Society / M.-L. Kearney // Higher Educa-tion, Research and Innovation: Changing Dynamics / ed. by V. Lynn Meek, Ulrich Teichler, Mary-Louise Kearney. – Kassel, 2009. – P. 7–25. – URL: http://unesdoc.
unesco.org/images/0018/001830/183071E.pdf (дата обращения: 12.01.2013).
5. Лиферов, А. П. Научные исследования и разработки – сфера господства транснациональных корпораций / А. П. Лиферов // Психолого-педагогический по-иск. – 2005. – № 1 (3). – С. 5–22.
6. Лиферов, А. П. Организация научных исследований в университетах Соеди-ненных штатов Америки / А. П. Лиферов // Вестник Рязанского государственного университета. – 2007. – № 4 (17). – С. 3–20.
7. Попов, А. И. Психолого-педагогические особенности подготовки специалиста к инновационной деятельности / А. И. Попов // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 88–90.
8. Максимов, Н. И. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: законодательно-нормативная база про-ектирования и реализации / Н. И. Максимов. – М. : Исследовательский центр про-блем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методи¬ческих объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.
9. Таратухина, Ю. В. Сетевые сообщества образовательной направленности в поликультурном контексте: метод открытого контента / Ю. В. Таратухина, О. Г. Чамина // Бизнес-информатика. – 2011. – № 3 (17). – С. 3–9.
10. Белкина, В. Н. Актуальные проблемы непрерывного профессионального об-разования будущих педагогов / В. Н. Белкина, Г. В. Сергеева // Ярославский педа-гогический вестник. – 2011. – № 1. – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С. 159–162.
11. Мейстер, В. Ю. Формирование устойчивых производственных коллективов в условиях перехода к инновационной экономике : автореф. дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Мейстер В. Ю. – М., 2011. – 26 с.
12. Бездухов, В. П. Нравственно-ценностная сфера сознания студента: диагности-ка и формирование : моногр. / В. П. Бездухов, Т. В. Жирнова. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2008.
13. Бурыкина, В. Г. Значение развивающих образовательных технологий и ак-тивных методов обучения для формирования готовности российских и иностран-ных студентов к межкультурному сотрудничеству / В. Г. Бурыкина // Научные проблемы образования третьего тысячелетия : сб. науч. тр. V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Самара, 17 июня 2011 г.). – Самара : ЦДК «F1» ; Инсома-Пресс, 2011. – С. 22–26.
14. Шамов, А. Н. Система взаимосвязанного обучения лексическим навыкам уст-ной речи и чтения на среднем этапе образовательной школы (на материале немец-кого языка) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.02 / Шамов А. Н. – Нижний Новгород, 1999.
15. Соловова, Н. В. Индивидуально-личностная ориентация учебного процесса
в формате государственных образовательных стандартов высшего профессио-нального образования третьего поколения / Н. В. Соловова, О. Ю. Калмыкова // Психолого-педагогические проблемы современного профессионального образо-вания : сб. науч. ст. – Самара : Универс-групп, 2005. – С. 207–212.
16. Сохранов, В. В. Становление опыта профессионально-педагогического само-регулирования студентов в процессе их образования / В. В. Сохранов // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. – 2010. – № 20. – С. 163–167.
17. Глазун, М. А. Управляющие параметры процесса обучения иностранному языку / М. А. Глазун, М. Д. Старостенков // Фундаментальные исследования. – 2006. – № 7. – С. 71.
18. Елдышова, О. А. Профессиональное самосознание как психологическая со-ставляющая профессионального становления / О. А. Елдышова // Фундаменталь-ные исследования. – 2006. – № 7. – С. 101–102.

 

Дата создания: 01.03.2014 12:14
Дата обновления: 01.03.2014 12:14